Психотерапевтическая

КИНЕЗИОЛОГИЯ

+7 (499) 110-24-68

Психотерапевтическая кинезиология

В нашей стране развивается новый отечественный подход – психотерапевтическая кинезиология. В отличие от других видов кинезиологии в психотерапевтической кинезиологии уделяется особое внимание личности индивида.

Основная миссия психотерапевтической кинезиологии – это развитие гармоничной личности, помощь в реализации потенциальных способностей и творческих возможностей.

Психотерапевтическая кинезиология была разработана в 2004 г., в 2006 г. новое направление получило общественное признание в Профессиональной Психотерапевтической Лиге.

Психотерапевтическая кинезиология относится к телесно-ориентированным подходам психотерапии, поскольку кинезиолог работает в постоянном контакте с телом клиента или пациента. Диагностика осуществляется по мышечному тестированию, то есть по телесному ответу. Вся коррекция основана на включении в процесс тела. Кинезиолог помогает осознать ситуацию, отреагировать эмоции, успокоиться, расслабиться или наоборот набрать сил при помощи разнообразных телесных техник. Это упражнения для преодоления дискоординации, прикосновения к определенным триггерным точкам, массаж нейролимфатических и нейроваскулярных зон, работа с меридианами и многое другое. Тем, кто уже занимался телесно-ориентированной психотерапией, мануальной терапией, легче включиться в кинезиологическую практику.

Этот подход включает в себя две составные части: во-первых, это работа с последствиями острых и хронических стрессов. Для диагностики используется мышечное тестирование, прямой ответ тела, что позволяет точно определить мишени психотерапии. Телесный ответ помогает выявить стрессовые области, что включает бессознательный и телесный уровень памяти. А это значительно расширяет диапазон воздействия, поскольку появляется возможность работать с самыми ранними периодами жизни и развития человека.

Для коррекции применяется широкая система различных техник и упражнений, основанных на нейрофизиологическом понимании воздействия стресса. Основные механизмы, используемые в психокоррекции, - это осознавание, эмоциональное отреагирование, отпускание привычных негативных эмоций, переживаний, поведенческих стереотипов, релаксация – упражнения, нацеленные на расслабление, отдых, переключение на позитив. На телесном уровне это выглядит как прикосновение к определенным зонам, массажные движения, воздействие на биологически активные точки, на точки меридианов из китайской медицины. Также проводится недирективно-суггестивное воздействие, стимулирование поведенческих изменений. Итак, это первая часть – проработка стрессов прошлого.

Вторая составная часть психотерапевтической кинезиологии включает работу с личностью. Она в большей степени нацелена на личностное развитие человека, на его гармонизацию. Психотерапевтическая работа ведется с личностными проблемами, связанными с деформированными, недостаточно раскрытыми, дефицитарными частями личности, с нереализованными потребностями, что проявляется в неполном функционировании в соответствующих сферах жизни.

Мы опираемся на психогенетическую теорию и модель личности, базирующуюся на представлении о том, что психика формируется и функционирует в рамках реализации генетической программы. Условиями формирования личности являются проживание в обществе, овладение языком, развитие мышления и самосознания. Структурирование личности происходит в соответствии с качественно определенными этапами жизненного цикла человека, в процессе его взаимодействия со значимыми другими лицами.

Каждый качественно своеобразный вид человеческой активности, например, взаимодействие с родителями, в течение жизни приводит к формированию внутри личности вполне определенных личностных статусов (ЛС). Формирование личности завершается образованием предсказуемого набора универсальных личностных статусов в зрелом возрасте. То есть каждой сфере жизни внутри человека соответствует часть личности.

Эти части личности гораздо больше, чем просто социальные роли. Каждому личностному статусу свойственны установки и стремления, ценности и личностные смыслы, мотивации и планы, поведение, отношения, комплекс соответствующих эмоций и переживаний. Были выделены следующие основные личностные статусы, раскрывающиеся по ходу жизни у большинства обследованных пациентов.

Я - телесное

ЛС «Я – Телесное» связан с телесными функциями, физическим здоровьем, умением заботиться о себе, сохранять свою жизнь, способностью обеспечить себе хорошие условия жизни, освоить навыки сознательного взаимодействия с своим телом (мониторинг, ограничения, контроль), желание телесных удовольствий и комфорта.

Я - ребенок

ЛС «Я – Ребенок» включает в себя сферу взаимодействия с родителями и авторитетными фигурами в процессе обучения или выполнения иной совместной деятельности. Позже он проявляется заботой о родителях.

я - мужчина/женщина

ЛС «Я – Мужчина / Женщина» имеет отношение к формированию сексуальной идентичности, сексуальности, включая принятие себя и освоение гендерных особенностей, реализация сексуального поведения.

я - партнер

ЛС «Я - Партнер» охватывает сферу домашней внутрисемейной жизни, начиная с желания создать семью, поиска подходящего супруга, создания семьи, в дальнейшем взаимодействия с супругом внутри «гнезда».

я - родитель

ЛС «Я – Родитель» включает все родительские функции, начиная с желания иметь детей, рождение детей, взаимодействие с ними, вовлеченность в их воспитание и получение удовольствия от собственного родительства.

я - профессионал

ЛС «Я – Профессионал» имеет отношение к работе и профессиональной сфере: выбор специальности, обучение, профессиональный рост, достижение мастерства, контакты на рабочем месте, получение положительных результатов, выход на пенсию.

я - член группы

ЛС «Я – Член групп» имеет отношение к взаимодействию с различными группами и сообществами, с членами расширенной семьи, друзьями, ровесниками, земляками и согражданами.

Они составляют «нормативную» часть личности, т.е. ту часть личности, которая формируется в норме у всех индивидов и проявляется в адекватном функционировании в течение жизни. Кроме нормативных частей личности были описаны патологические:

я - аддиктивное

Был выделен патологический статус «Я – Аддиктивное», связанный с зависимостью от алкоголя, наркотиков, других психоактивных веществ (ПАВ). Он представляет собой совокупность патологических динамических тенденций, организующихся в зависимую от ПАВ субличность. Этот статус формируется в ходе повторяющихся эксцессов и деятельности по употреблению ПАВ. В нем консолидируется болезненный опыт: навыки алкогольного или другого зависимого общения, ценности, смыслы, установки и все многообразие поведения, связанного с употреблением ПАВ. Ведущим процессом, отражающим патологическую потребность в ПАВ, становится патологическое влечение к ПАВ.
я - агрессивное

Была разработана модель ЛС «Я – Аутоагрессивное», формирующегося и участвующего в патологическом процессе у суицидентов. Это совокупность повторяющихся патологических потребностных циклов, болезненных установок и ценностей, фиксированных негативных стереотипов поведения и весь комплекс соответствующих переживаний, присущих данной категории пациентов, таких как безнадежность, безысходность, беспомощность, ощущение вины, собственной ненужности, душевная боль, чувство бессмысленности жизни, импульсивность.  Эти статусы составляют патологическую часть личности.

 


Итак, мы получаем 2 полюса у личности: нормативный и патологический. Помогая человеку, мы редуцируем, снижаем патологическую часть личности и развиваем нормальную часть. Это в результате ведет к переструктурированию личности и  гармонизации человека.

нормативный и патологический полюсы

Психотерапевтическая кинезиология позволяет провести диагностику и коррекцию сдерживающего влияния травматического опыта и дефицитарных личностных отклонений. В дальнейшем, опираясь на принципы развития личности, можно помочь человеку стратегически построить планы и их реализовать. Психотерапевтическая кинезиология помогает целенаправленно раскрыть границы будущего, расширить горизонты.

Дальнейшие перспективы

Перед психотерапевтической кинезиологией открывается широкое поле деятельности. Благодаря применению психогенетической теории и модели личности появилась детская кинезиология, в которой подробно исследуются особенности физического и психосоциального развития ребенка, детско-родительские отношения и взаимодействие с другими авторитетными лицами, возрастные этапы взросления, а также условия формирования патологии и возможности ее коррекции, в том числе при участии родителей в психотерапевтическом процессе. Также была разработана семейная кинезиология, исследующая особенности внутрисемейных отношений, в том числе супружеских, этапы формирования семьи, развитие отклонений, возможности их коррекции. Была выделена кинезиология профессиональной успешности, посвященная кинезиологической работе с профессиональной сферой жизни, в нее вошли диагностика и коррекция отклонений на различных этапах формирования трудовой деятельности, помощь в определении сферы интересов, сопровождение в карьерном росте. Эти юные ветви нуждаются в дальнейшем изучении и развитии.

Интересное поле для развития представляет кинезиологическое сопровождение и поддержка, когда специалист – кинезиолог не только и не столько лечит и корректирует клиента или пациента, сколько помогает ему  успешно двигаться в заданном направлении.

Еще одна перспективная сфера применения кинезиологии – медицина активного долголетия. Поскольку наш подход позволяет эмоционально разгрузить индивида и выстроить стратегию дальнейшего движения, раскрыть новые горизонты личностного развития, придать силы для их реализации, его по праву можно считать психотерапией активного долголетия.