Психотерапевтическая кинезиология
В нашей стране развивается новый отечественный подход – психотерапевтическая кинезиология. В отличие от других видов кинезиологии в психотерапевтической кинезиологии уделяется особое внимание личности индивида.
Основная миссия психотерапевтической кинезиологии – это развитие гармоничной личности, помощь в реализации потенциальных способностей и творческих возможностей.
Психотерапевтическая кинезиология была разработана в 2004 г., в 2006 г. новое направление получило общественное признание в Профессиональной Психотерапевтической Лиге.
Психотерапевтическая кинезиология относится к телесно-ориентированным подходам психотерапии, поскольку кинезиолог работает в постоянном контакте с телом клиента или пациента. Диагностика осуществляется по мышечному тестированию, то есть по телесному ответу. Вся коррекция основана на включении в процесс тела. Кинезиолог помогает осознать ситуацию, отреагировать эмоции, успокоиться, расслабиться или наоборот набрать сил при помощи разнообразных телесных техник. Это упражнения для преодоления дискоординации, прикосновения к определенным триггерным точкам, массаж нейролимфатических и нейроваскулярных зон, работа с меридианами и многое другое. Тем, кто уже занимался телесно-ориентированной психотерапией, мануальной терапией, легче включиться в кинезиологическую практику.
Этот подход включает в себя две составные части: во-первых, это работа с последствиями острых и хронических стрессов. Для диагностики используется мышечное тестирование, прямой ответ тела, что позволяет точно определить мишени психотерапии. Телесный ответ помогает выявить стрессовые области, что включает бессознательный и телесный уровень памяти. А это значительно расширяет диапазон воздействия, поскольку появляется возможность работать с самыми ранними периодами жизни и развития человека.
Для коррекции применяется широкая система различных техник и упражнений, основанных на нейрофизиологическом понимании воздействия стресса. Основные механизмы, используемые в психокоррекции, - это осознавание, эмоциональное отреагирование, отпускание привычных негативных эмоций, переживаний, поведенческих стереотипов, релаксация – упражнения, нацеленные на расслабление, отдых, переключение на позитив. На телесном уровне это выглядит как прикосновение к определенным зонам, массажные движения, воздействие на биологически активные точки, на точки меридианов из китайской медицины. Также проводится недирективно-суггестивное воздействие, стимулирование поведенческих изменений. Итак, это первая часть – проработка стрессов прошлого.
Вторая составная часть психотерапевтической кинезиологии включает работу с личностью. Она в большей степени нацелена на личностное развитие человека, на его гармонизацию. Психотерапевтическая работа ведется с личностными проблемами, связанными с деформированными, недостаточно раскрытыми, дефицитарными частями личности, с нереализованными потребностями, что проявляется в неполном функционировании в соответствующих сферах жизни.
Мы опираемся на психогенетическую теорию и модель личности, базирующуюся на представлении о том, что психика формируется и функционирует в рамках реализации генетической программы. Условиями формирования личности являются проживание в обществе, овладение языком, развитие мышления и самосознания. Структурирование личности происходит в соответствии с качественно определенными этапами жизненного цикла человека, в процессе его взаимодействия со значимыми другими лицами.
Каждый качественно своеобразный вид человеческой активности, например, взаимодействие с родителями, в течение жизни приводит к формированию внутри личности вполне определенных личностных статусов (ЛС). Формирование личности завершается образованием предсказуемого набора универсальных личностных статусов в зрелом возрасте. То есть каждой сфере жизни внутри человека соответствует часть личности.
Эти части личности гораздо больше, чем просто социальные роли. Каждому личностному статусу свойственны установки и стремления, ценности и личностные смыслы, мотивации и планы, поведение, отношения, комплекс соответствующих эмоций и переживаний. Были выделены следующие основные личностные статусы, раскрывающиеся по ходу жизни у большинства обследованных пациентов.
|
ЛС «Я – Телесное» связан с телесными функциями, физическим здоровьем, умением заботиться о себе, сохранять свою жизнь, способностью обеспечить себе хорошие условия жизни, освоить навыки сознательного взаимодействия с своим телом (мониторинг, ограничения, контроль), желание телесных удовольствий и комфорта. |
|
ЛС «Я – Ребенок» включает в себя сферу взаимодействия с родителями и авторитетными фигурами в процессе обучения или выполнения иной совместной деятельности. Позже он проявляется заботой о родителях. |
|
ЛС «Я – Мужчина / Женщина» имеет отношение к формированию сексуальной идентичности, сексуальности, включая принятие себя и освоение гендерных особенностей, реализация сексуального поведения. |
|
ЛС «Я - Партнер» охватывает сферу домашней внутрисемейной жизни, начиная с желания создать семью, поиска подходящего супруга, создания семьи, в дальнейшем взаимодействия с супругом внутри «гнезда». |
|
ЛС «Я – Родитель» включает все родительские функции, начиная с желания иметь детей, рождение детей, взаимодействие с ними, вовлеченность в их воспитание и получение удовольствия от собственного родительства. |
|
ЛС «Я – Профессионал» имеет отношение к работе и профессиональной сфере: выбор специальности, обучение, профессиональный рост, достижение мастерства, контакты на рабочем месте, получение положительных результатов, выход на пенсию. |
|
ЛС «Я – Член групп» имеет отношение к взаимодействию с различными группами и сообществами, с членами расширенной семьи, друзьями, ровесниками, земляками и согражданами. |
Они составляют «нормативную» часть личности, т.е. ту часть личности, которая формируется в норме у всех индивидов и проявляется в адекватном функционировании в течение жизни. Кроме нормативных частей личности были описаны патологические:
|
Был выделен патологический статус «Я – Аддиктивное», связанный с зависимостью от алкоголя, наркотиков, других психоактивных веществ (ПАВ). Он представляет собой совокупность патологических динамических тенденций, организующихся в зависимую от ПАВ субличность. Этот статус формируется в ходе повторяющихся эксцессов и деятельности по употреблению ПАВ. В нем консолидируется болезненный опыт: навыки алкогольного или другого зависимого общения, ценности, смыслы, установки и все многообразие поведения, связанного с употреблением ПАВ. Ведущим процессом, отражающим патологическую потребность в ПАВ, становится патологическое влечение к ПАВ. |
Была разработана модель ЛС «Я – Аутоагрессивное», формирующегося и участвующего в патологическом процессе у суицидентов. Это совокупность повторяющихся патологических потребностных циклов, болезненных установок и ценностей, фиксированных негативных стереотипов поведения и весь комплекс соответствующих переживаний, присущих данной категории пациентов, таких как безнадежность, безысходность, беспомощность, ощущение вины, собственной ненужности, душевная боль, чувство бессмысленности жизни, импульсивность. Эти статусы составляют патологическую часть личности. |
Итак, мы получаем 2 полюса у личности: нормативный и патологический. Помогая человеку, мы редуцируем, снижаем патологическую часть личности и развиваем нормальную часть. Это в результате ведет к переструктурированию личности и гармонизации человека.
Психотерапевтическая кинезиология позволяет провести диагностику и коррекцию сдерживающего влияния травматического опыта и дефицитарных личностных отклонений. В дальнейшем, опираясь на принципы развития личности, можно помочь человеку стратегически построить планы и их реализовать. Психотерапевтическая кинезиология помогает целенаправленно раскрыть границы будущего, расширить горизонты.
Дальнейшие перспективы
Перед психотерапевтической кинезиологией открывается широкое поле деятельности. Благодаря применению психогенетической теории и модели личности появилась детская кинезиология, в которой подробно исследуются особенности физического и психосоциального развития ребенка, детско-родительские отношения и взаимодействие с другими авторитетными лицами, возрастные этапы взросления, а также условия формирования патологии и возможности ее коррекции, в том числе при участии родителей в психотерапевтическом процессе. Также была разработана семейная кинезиология, исследующая особенности внутрисемейных отношений, в том числе супружеских, этапы формирования семьи, развитие отклонений, возможности их коррекции. Была выделена кинезиология профессиональной успешности, посвященная кинезиологической работе с профессиональной сферой жизни, в нее вошли диагностика и коррекция отклонений на различных этапах формирования трудовой деятельности, помощь в определении сферы интересов, сопровождение в карьерном росте. Эти юные ветви нуждаются в дальнейшем изучении и развитии.
Интересное поле для развития представляет кинезиологическое сопровождение и поддержка, когда специалист – кинезиолог не только и не столько лечит и корректирует клиента или пациента, сколько помогает ему успешно двигаться в заданном направлении.
Еще одна перспективная сфера применения кинезиологии – медицина активного долголетия. Поскольку наш подход позволяет эмоционально разгрузить индивида и выстроить стратегию дальнейшего движения, раскрыть новые горизонты личностного развития, придать силы для их реализации, его по праву можно считать психотерапией активного долголетия.