Психотерапевтическая

КИНЕЗИОЛОГИЯ

+7 (916) 629-80-36
Джордж Гудхарт Гордон Стокс и Дениэл Уайтсайд Кэрол Хонц

Джордж Гудхарт

Гордон Стокс и Дениэл Уайтсайд

Кэрол Хонц

Термин «кинезиология» происходит от греческих слов «kinesis», обозначающего движение, и «logos» - слово, учение, наука. В медицине так называется изучение мышц и движений тела. Федерация Кинезиологии в Великобритании использует следующее определение:

«Кинезиология, буквально изучение движений тела, - это целостный подход к балансированию движения и взаимодействий человеческих энергетических систем. Мягкое использование мышечного тестирования помогает определить те зоны, где блок или дисбаланс нарушает физическое, эмоциональное или энергетическое благополучие человека. Этот же метод помогает определить факторы, влияющие на появление подобного дисбаланса.

Естественные оздоравливающие силы пациента стимулируются посредством воздействия на рефлекторные и акупунктурные точки, через определенные упражнения и изменения в диете, что приводит к увеличению физического, эмоционального, ментального и духовного благополучия».

По мере появления и развития различных ветвей кинезиологии этот термин «кинезиология» стали применять как общее обозначение всей системы. Она обеспечивает прямой путь коммуникации через тело с пациентом или клиентом.

Прикладная кинезиология

Использование мышечного тестирования для диагностики состояния организма получило развитие и обоснование в прикладной кинезиологии – детище Джорджа Гудхарта, наблюдательного и творческого американского врача из Детройта, штат Мичиган, США. Эта система использования мышечного тестирования в диагностических и терапевтических целях при различных состояниях была разработана в 1964 году.  Корни ее произрастают из мануальной терапии. Прикладная кинезиология – это целостный подход, основанный на концепции Триады здоровья, которую составляют структурные, химические и эмоциональные факторы.

К структурным факторам относятся такие составляющие организма, как мышцы, кости и суставы. Мышца оказалась самой реактивной частью, которая реагирует ослаблением на дисбаланс в какой – либо части системы. Была установлена непосредственная связь между мышцами и отдельными позвонками, внутренними органами, железами, головным мозгом.

Химические факторы – это вторая составляющая "триады здоровья". Значение ее трудно недооценить, ведь человек – саморегулирующаяся биохимическая структура, в которой одновременно происходят сотни видов биохимических реакций. Большое влияние на организм оказывают такие внешние факторы воздействия, как прием пищи, различные химические токсины, радиация и т.д. К химическим факторам также относятся аллергические реакции, пищевой дефицит, гормональный дисбаланс, дисбаланс уровня глюкозы и токсические вещества. Одной из целей лечения становится индивидуальный подбор лечебных препаратов или продуктов питания, которые в данный момент необходимы и наиболее полезны каждому конкретному пациенту.

К эмоциональным факторам можно причислить мысли, систему убеждений, отношения, чувства, как сознательные, так и подсознательные, относящиеся к прошлому, настоящему и будущему.

Итак, появившись в 60-ые годы, прикладная кинезиология распространилась в США среди врачей и мануальных терапевтов. В 1974 г. в Великобритании образовался Международный Колледж Прикладной Кинезиологии. Сегодня термин «прикладная кинезиология» используется только применительно к системе, преподаваемой этим колледжем.

Целебное прикосновение. Вклад доктора Джона Тая

За время, прошедшее с 1964 г., у кинезиологии появились многочисленные ответвления. Этому в немалой степени способствовал доктор Джон Тай, друг и ученик доктора Гудхарта. Он поставил своей целью сделать этот замечательный подход доступным для широкой публики. Так, в 1973 году была издана его книга «Целебное прикосновение» (“Touch for health”), в которой он обобщил и изложил техники прикладной кинезиологии в доступной для непрофессионалов форме. Целью «Целебного прикосновения» стало обучение самопомощи через балансирование энергии. Это не терапия, этот курс нельзя использовать для диагностики или лечения. В «Целебном прикосновении», как и в прикладной кинезиологии, используются такие же основные концепции: Триада здоровья, мышечное тестирование, связь меридианов, органов и мышц, только изучается ограниченное количество мышц и меньший набор корректирующих техник.

У Целебного прикосновения «выросли» различные ветви: кинезиология здоровья, клиническая кинезиология, гипертонус, христианская кинезиология, кинезиология трансформации, биокинезиология и многие другие. В настоящее время насчитывается более 100 вариантов,  большинство из которых в России неизвестны, их основатели и представители у нас не бывали. С некоторыми из течений кинезиологии наши соотечественники знакомы.

Образовательная кинесиология

Дальнейшим шагом в развитии кинезиологии стало рождение  образовательной кинесиологии, применявшейся в педагогике. Автором этого направления стал Пол Деннисон, который  после 20-ти летней работы с детьми во вспомогательном центре в Калифорнии в 1979 г. прошел курс обучения «Целебному прикосновению». В 1982 г. Деннисон разработал программу восстановления координации и включил в нее наряду с детьми и взрослых. Результаты оказались успешными. Образовательная кинесиология в основном применяется в педагогических целях для улучшения обучения, в частности чтения, письма, математики, запоминания и пр. Она оказывает помощь, как детям, так и взрослым, в ситуациях, требующих ясного мышления или связанных с проблемными областями.

Образовательная кинесиология использует мышечное тестирование для определения стресса и дисбаланса, появляющегося при каких-либо движениях или деятельности, которые могут влиять на координацию и достижения в различных областях. Например, в стрессовых ситуациях у некоторых людей взгляд вниз приводит к ослаблению всего организма. Это относится не только к походке, но и к чтению. Если вовремя это выявить и назначить подходящие упражнения, то они помогут сбалансировать состояние человека, а также улучшить его походку и восстановить легкость чтения.

В этом методе уделяется особое внимание восстановлению взаимодействия и координации между правым и левым полушариями, а также между другими частями мозга. Еще в 1960-ые годы перекрестные движения использовались для помощи детям с мозговыми нарушениями. Перекрестные движения вынуждают правое и левое полушарие работать одновременно. Когда они функционируют вместе, то взаимодействие между ними, осуществляемое через мозолистое тело – своеобразный мост между правым и левым полушариями, улучшается.

Для улучшения обучения используются и другие различные упражнения. В программе «Гимнастика для мозга» эти упражнения собраны в комплекс, рекомендуемый для выполнения детям. Некоторые из этих упражнений используются в комплексе под названием «Единый мозг» – начальном курсе концепции «Три в одном». Опыт работы российских и зарубежных кинезиологов подтверждает эффективность этого подхода.

Концепция Три в одном. "Единый мозг"

Авторами этого направления стали Гордон Стокс, Дениел Уайтсайд и Кендис Калэуей. В 1972 году они разработали новый подход – концепцию «Три в одном», который включил в себя работу с телом и эмоциями, достижения нейробиологии и их собственные оригинальные находки. К. Калэуей присоединилась к ним позже. Их образование, бесспорно, наложило отпечаток на созданное ими направление. Они уделили гораздо больше внимания эмоциональной стороне жизни человека. Мышечное тестирование предлагалось использовать для определения стрессов и их коррекции. Первые курсы своего направления они назвали «Единый мозг». В основе этого подхода лежит следующая концепция: когда человек находится в состоянии стресса, то не может использовать возможности своего мозга на 100%. Когда эмоциональный стресс заканчивается, мозг восстанавливает способность полноценно функционировать, используя логику левого и творческий подход правого полушария. Целостный мозг обеспечивает интегрированный взгляд на жизнь. Во многом эмоциональные, физические и поведенческие проблемы произрастают из прошлых травм. Техники концепции «Единый мозг» в первую очередь восстанавливают способность осуществлять свободный выбор в настоящем времени без тормозящих последствий прошлого опыта.

В 1991 году Кэрол Энн Хонц привезла в Россию курсы «Единого мозга», а позже преподавала всю концепцию «Три в одном».

Будучи педагогом, Кэрол Хонц долгое время обучала детей в школах системы Монтессори. Затем познакомилась с образовательной кинесиологией, а позднее заинтересовалась концепцией Стокса и Уайтсайда, уделявшей значительное внимание эмоциональным стрессам у детей. Этот подход настолько увлек Кэрол, что она изучила его досконально, а затем стала преподавать. Благодаря замечательной работе Кэрол Хонц, ее вскоре стали приглашать в Европу. С 1991 по 1997 гг. она регулярно проводила лекции и семинары в Москве и других городах.

Психокинезиология

В настоящее время в России появился термин «психокинезиология», за которым скрываются разные варианты применения кинезиологии. Кто-то использует знания из концепции «Три в одном» и называет так свою практику. Другие специалисты объединили подходы прикладной кинезиологии с диагностикой эмоциональных проблем и их коррекцией, получившийся интегративный вариант они также называют «психокинезиологией». Четкого описания этого метода, его теоретических и практических основ пока не существует.